Братья Пресняковы. «Изображая жертву»
8 Мая 2007, Вт 16:03
М.: КоЛибри, 2007.
У студента-недоучки Вали странная профессия: он выступает в роли жертв во время милицейских следственных экспериментов. Такую работу Валя не специально выбрал, но милиция по удивительной случайности оказалась единственным местом, куда его взяли, не потребовав фотокарточки «три на четыре» - остальных потенциальных работодателей напугало предоставляемое Валей фото в шлеме Дарта Вейдера. Однако более подходящего занятия для личности вроде Вали не придумаешь. Изображая смерть в результате ножевых и огнестрельных ран, утопления и выпадения из окна, он каждый день получает своеобразную «прививку» от настоящей смерти, которой очень боится. Боится и не понимает, что жизнь - а особенно его жизнь, полная параноидальных страхов, - поужаснее любой смерти будет.
«Изображая жертву» екатеринбуржцев братьев Пресняковых - это одновременно пьеса, с успехом идущая в самых именитых театрах по всему миру, и сценарий фильма, ставшего лауреатом Римского кинофестиваля и «Кинотавра». Тем не менее, одноименная повесть, которая, по словам авторов, представляет собой «ремикс» пьесы и киносценария, не просто драма, изданная в виде книге, а самостоятельное прозаическое произведение. Повесть отличается от пьесы и сценария не только тем, что в ней имеются описания, предыстория персонажей, две дополнительные сцены и сержант Сева в качестве автора своеобразного «послесловия», но и тем, что в ней иначе расставлены акценты.
В повести «Изображая жертву» события увидены глазами главного героя – молодого человека, который по-шекспировски подозревает мать в том, что она отравила отца, чтобы жить с дядей. Проникновение во внутренний мир Вали – своего рода спуск в преисподнюю, прохождение по кругам ада. Страшнее всего делается оттого, что все Валины шизофренические видения и фобии являются зеркальным отражением кромешной жути реального мира, населенного «упырями», пытающихся утопить труп в биотуалете, убивающими своих жен в прямом эфире и «пуляющими» из пистолета в бывших одноклассников. Валя из представителя поколения, которому, по выражению милицейского капитана Шнурова, «все по…», превращается в фигуру более глобальную, мифологическую, вроде Передонова из соллогубовского «Мелкого беса». И если у нас действительно образовался целый социальный слой таких вот недотыкомок, то горе нам, горе.